Поиск проекта

Введите номер проекта для его быстрого поиска в каталоге

Подберите дома

От: До:
  • Дерево
  • Каркас
  • Газобетон
  • Кирпич
От: До:
От: До:
От: До:
  • Наличие гаража
  • Второй свет
  • Для нескольких семей
  • Наличие мансарды
  • Есть цокольный этаж
От:
До:

Мы хотим сделать наш сайт лучше. И скоро он будет выглядеть примерно так:

Новый дизайн

Уже скоро!

Мощение: что, чем и зачем мостят

Компания "RAUF"

Мощение: что, чем и зачем мостят

Грунт от воды раскисает, теряет несущую способность, превращаясь в топкую суспензию. Поэтому весной и осенью (в период снеготаяния и дождей) в России наступает распутица. Поэтому все поверхности, по которым надо передвигаться круглый год, покрывают каким-либо покрытием, мостят. О мощеных поверхностях — мостовых — мы и поговорим.

Потребность в создании дорог с каким-либо всесезонным покрытием возникала во всех обществах, начиная с доцивилизационных времен. На территории расселения славян все началось с гатей — мощеных разнообразными лесоматериалами проходов через заболоченную местность. С появлением городов и мало-мальски комфортных деревень возникли дощатые мостовые, которые по мере роста технологической оснащенности эволюционировали до торцевых мостовых.

Местные каменные материалы легли в основу каменных мостовых. Песчаник и известняк, обладающие высоким водопоглощением, в северных регионах показали меньшую долговечность, чем дощатый настил, а в местах расселения южных славян прижились. У нас, в России, на севере славянского мира, каменные мостовые стали булыжными.

Сегодня, когда материалы в быту и строительстве мы используем в основном не природные, а произведенные промышленностью с разной глубиной переработки, способов замостить поверхность существует много. Промышленная продукция отличается разнообразием, а перечень технологий устройства дорог и площадок «с покрытием» можно читать с тем же любопытством, что и ресторанное меню: подробный перечень обязательно будет содержать слова, значение которых большей части аудитории будет неясно. В этой статье обсудим наиболее распространенные способы создания мощеных поверхностей.

Требования к материалам

Требования к материалам для мощения зависят от назначения мостимой площадки. Одно дело дороги общего назначения в поселках, другое — проезды на участках и третье — пешеходные зоны.

Во-первых, водоотвод. Все площадки и проезды должны либо дренировать воду, оставаясь с сухой поверхностью, либо иметь выпуклый профиль для стока воды к краям.

Во-вторых, истираемость. Парковочные площадки, на которых крутятся в тесноте легковые машины с шипованной резиной, очень быстро превращаются в исполосованные неряшливые зоны. Для таких площадок не годится ни гранит, ни бетонная плитка, ни цементный бетон.

В-третьих, эстетика внешнего вида. Тут сложно описать четкие критерии, но, думаю, некоторые выводы очевидны даже без обсуждения: эстетика серой доски, намывного песка, травяного газона и клинкерного мощения совершенно различны. Если последняя универсальна, то первые три имеют ограниченные сферы применения.

Выбор материала для мощения

При осуществлении выбора всегда следует сформулировать для себя цели и определить ресурсы для их достижения. Сопоставление ценности тех или иных целевых параметров с объемом наличных ресурсов на их достижение и позволяет осуществлять выбор.

Дорожные покрытия разделены на "твердые" и "мягкие", для пешеходных дорожек и площадок возникают промежуточные решения. Существующие основные варианты мощения и дорожных покрытий и их применимость сведены в таблицу 1.

Таблица 1. Применимость различных вариантов покрытия
# Вид покрытия Дороги общего назначения Проезды на индивидуальных участках Пешеходные зоны
1 Слой песка, щепы, каменного отсева - - +
2 Слой щебня, гравия + + -
3 Доски, дощатые мостки - +/- +
4 Керамический кирпич - - +/-
5 Натуральный камень (гранит, диабаз) +/- +/- +/-
6 Бетонная плитка +/- +/- +
7 Асфальтобетон + + +/-
8 Цементный бетон + + +/-
9 Клинкерный кирпич + + +

В таблице знак "+" означает безусловную применимость, "+/-" - ограниченную применимость (по соображениям долговечности, удобства использования), "-" - покрытие неприменимо.

Для того, чтобы выводы таблицы 1 не выглядели необоснованно, опишем и измеримые характеристики различных типов мощения, а также укрупненные данные по стоимости их устройства. Эти данные сведем в таблицу 2.

Таблица 2. Характеристики различных вариантов мощения
# Характеристика Песок Щебень Доска Кирпич Камень Асфальт Бетон Клинкер
1 Прочность, кгс/см² Неприменимо 100–200 150–400 25–50 200–300 450–600
2 Истираемость, места в порядке возрастания Неприменимо 6 5 2 4 3 1
3 Прогнозная долговечность, лет 1–3 2–5 3–10 2–15 15–∞ 10–50 10–100
4 Необходимость техники для устройства мощения - - - - +/- + + -
5 Цена, руб./м² (оценочно) 120 225 320 600 1200 1000 1000 800
6 Цена, руб./м² в расчете на год эксплуатации 40–120 45–110 30–100 40–300 0–80 20–100 20–50 0

Приводя в таблице значения величин, которые не нормируются, мы, конечно, понимаем, что даем повод для критики нашего подхода к ранжированию материалов, но считаем его на сегодня наиболее объективным. Действительно, при любом подходе оказывается, что применение многоразового клинкерного кирпича попадает на самую верхушку любого рейтинга, кроме ценового.

Несколько соображений о клинкере

При производстве дорожного клинкера нормируется девять основных его эксплуатационных характеристик:

  1. плотность,
  2. водопоглощение,
  3. морозостойкость,
  4. прочность при сжатии,
  5. прочность при изгибе,
  6. истираемость,
  7. высолообразование,
  8. сопротивление скольжению,
  9. характеристики формы и внешнего вида изделий.

Но первое и главное, что нужно знать о клинкере – клинкерный кирпич больше не является чем-то недоступно дорогим. Открытие линии по выпуску клинкерного кирпича RAUF на новом кирпичном заводе в Ленинградской области сделало клинкер доступным каждому. Его цена для рядового потребителя сходна с ценой обычной бетонной брусчатки (что мы и видим в строчке 5 таблицы 2).

Второе и тоже главное: возможности применения клинкерного кирпича очень широки, а его достоинства не исчерпываются тем, что обычно описывают в буклетах. Сначала несколько слов о привычных достоинствах клинкера.

У клинкера стойкий цвет, поскольку для его получения не используются красители. Цвет обеспечивается минералами, образующимися при обжиге исходной глины. Цвет равномерен по всей толще клинкерного кирпича и не меняется внутри партии.

Клинкер — наиболее долговечный вид покрытия, даже более долговечный, чем плиты известняка или черная брусчатка из габбро-диабаза. Во-первых, клинкер прочнее натуральных камней (например, он прочнее известняка в 5–7 раз). Прочность клинкера выше 450 кг/см². Во-вторых, клинкер имеет почти нулевое водопоглощение (около 2%). Низкое водопоглощение не дает камню впитывать воду, в результате с наступлением морозов не происходит разрушение камня расширяющимися кристаллами льда.

Теперь о достоинствах скрытых, о которых говорят редко, но которые очень важны для пользователя. Одно из них — клинкер не полируется при эксплуатации. В отличие от натурального камня, который шлифуется под ногами и со временем неизбежно становится скользким при увлажнении, клинкер сохраняет шероховатость. Это обеспечивает ему нескользящие свойства даже через десятки лет работы. Другое — клинкер не царапается шипованной резиной зимних колес легковых автомобилей. Поверхность клинкера усеяна кристаллами и микрокристаллами кремнезема, который тверже закаленной легированной стали автомобильных шипов. Еще из неявных достоинств — возможность многоразового использования и смены назначения. Если бетонные дорожные камни и известняковые или гранитные плиты приобретают неравномерный окрас при длительном нахождении в качестве дорожного покрытия, то клинкерный кирпич остается ровно окрашенным и может быть переложен, например, на ребро или с дорожки в отделочную кладку цоколя или в стенки колодца. Клинкер универсален и многоразов.

Материала лучшего, чем клинкер, для мощения дорожек, проездов, парковок и площадок для отдыха трудно даже вообразить.

В Западной Европе клинкерный кирпич стали применять для мощения с XVI века. Морозы на севере континентальной Европы привели к возникновению спроса на морозостойкий материал для мостовых.

У клинкера очень много достоинств, но основное из них — долговечность. В Летнем саду в Петербурге в хорошем состоянии сохранились фрагменты клинкерного мощения, выполненные еще при жизни Петра I.

Клинкер — самая качественная разновидность строительной керамики. Он может быть изготовлен самых разных цветов и форм. Цвета — от белого до черного, включая все оттенки желто-красно-коричневой гаммы.

Наверх